Министерство цифрового развития
1. Основные сведения

Наименование государственной программы:

Государственная программа «Информационное общество» (далее – Государственная программа)

Срок реализации 2014 - 2020 годы.

Ответственный исполнитель Программы – Министерство цифрового развития Мурманской области:

Соисполнители (участники) Программы:

Министерство образования и науки Мурманской области;

Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области;

Министерство труда и социального развития Мурманской области;

Министерство юстиции Мурманской области;

Министерство информационной политики Мурманской области

Цель Государственной программы - повышение качества жизни граждан, проживающих в Мурманской области, на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий и результатов космической деятельности.

Государственная программа реализовывалась в составе двух подпрограмм:
- подпрограмма 1 «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства»;
- подпрограмма 2 «Использование спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Мурманской области.

 

Государственная программа (подпрограмма)

Объёмы и источники финансирования

(тыс. руб.)

Степень освоения средств (%)

Запланировано

Фактически исполнено

Всего по программе

3 294 403,6

3 214 929,2

97,6

Подпрограмма 1 «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства»

3 282 186,5

3 202 904,4

97,6

Подпрограмма «Использование спутниковых навигационных технологий и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Мурманской области

12 217,1

12 024,8

98,4

 

За время действия исполнителями мероприятий Государственной программы обеспечено достижение целей и задач по следующим направлениям:

2. Обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области

Министерством, ГОБУ «ЦИТ МО» организовано и осуществлено:

техническая поддержка и бесперебойное функционирование единой информационно-вычислительной сети исполнительных органов государственной власти Мурманской области (далее – ИВС ИОГВ), включающей, в том числе системы IP-телефонии и видеоконференцсвязи;

техническая поддержка и развитие системы официальных Интернет-ресурсов исполнительных органов государственной власти (далее – ИОГВ) и органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) Мурманской области;

техническая поддержка и развитие системы электронного документооборота;

создание и развитие информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

техническое сопровождение и эксплуатация, вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

выполнение работ по обеспечению требований информационной безопасности;

импортозамещение программного обеспечения.

Кроме того, в период 2019-2020 годов:

произведена модернизация аппаратных мощностей ИВС ИОГВ за счет поставки и ввода в эксплуатацию современного серверного оборудования, обновления и расширения системы хранения данных, частичной замены устаревших рабочих станций и периферийного оборудования;

обеспечен широкополосный доступ к сети Интернет во всех исполнительных органах государственной власти Мурманской области;

обеспечена работа в едином информационном пространстве за счет функционирования цифровых каналов передачи данных с органами местного самоуправления 30 муниципальных образований Мурманской области.

2.1. Система официальных Интернет-ресурсов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области

Обеспечено стабильное функционирование системы официальных Интернет-ресурсов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области (далее – СОИР), включая:

портал Правительства Мурманской области (и его англоязычную версию);

портал Мурманской области «Открытый электронный регион»;

электронный бюллетень Правительства Мурманской области;

портал «Covid-19. Мурманский оперативный штаб»;

27 официальных сайтов ИОГВ и 9 сайтов ОМСУ Мурманской области.

Благодаря чему жителям Мурманской области доступен обширный массив информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области:

структура и контакты;

нормативные документы и их проекты;

вакансии;

графики приема;

отчетная информация и целевые программы;

и многое другое).

Средняя посещаемость всех ресурсов СОИР за год составляет свыше 15 млн. просмотров.

В 2019 году интерфейсы всех официальных сайтов ИОГВ и ОМСУ Мурманской области, входящих в состав СОИР, приведены к единому федеральному стандарту визуально-графического оформления.

Во исполнение дорожной карты по реализации мероприятия «Разработка и реализация проекта «Навигация для новичков в Мурманской области» (мероприятие № 99 Плана «На Севере-Жить.2030») в 2020 году проведены работы по разработке и размещению на портале Правительства Мурманской области раздела «Навигация для новичков в Мурманской области», объединившего в себе весь объем информации, которая может быть востребована переезжающими в Мурманскую область гражданами.

В 2020 году в оперативном порядке разработан, наполнен и введен в эксплуатацию Интернет-ресурс «Covid-19. Мурманский оперативный штаб», проведена интеграция ресурса с пропускной системой, разработанной ГОБУ «ЦИТ МО».

2.2. Система электронного документооборота

В 2014-2020 годах обеспечено бесперебойное функционирование системы электронного документооборота Правительства Мурманской области (далее – СЭДО) в непрерывном круглосуточном режиме.

Обеспечен юридически значимый электронный документооборот и двухсторонний обмен электронными документами служебной переписки с государственными органами и организациями по системе межведомственного электронного документооборота (далее – МЭДО).

2.2.1. Доля электронного документооборота между ИОГВ по итогу 2020 года составила более 80% (80,54%).

2.2.2. Подключение к СЭДО ОМСУ

В ноябре 2019 года в рамках исполнения постановления Правительства Мурманской области от 23.10.2019 № 474-ПП «Об утверждении Положения о системе электронного документооборота Правительства Мурманской области» Министерством цифрового развития Мурманской области начались работы по подключению к СЭДО администраций ОМСУ Мурманской области.

В рамках первой очереди подключались 17 ОМСУ со статусом городских округов и муниципальных районов. В декабре 2019 года проведены настройки СЭДО и рабочих мест специалистов ОМСУ, а также проведено тестирование двухстороннего обмена документами служебной переписки. С января 2020 года 17 ОМСУ осуществляют двухсторонний обмен документами служебной переписки на постоянной основе.

В декабре 2020 года проведены настройки бизнес-процессов СЭДО для организации обмена документами служебной переписки с ОМСУ со статусом городских и сельских поселений. В январе-феврале 2021 года осуществлялась настройки рабочих мест специалистов 7 ОМСУ со статусом городских поселений и их подключение к СЭДО. С марта 2021 года 7 ОМСУ со статусом городских поселений осуществляют двухсторонний обмен документами служебной переписки на постоянной основе.

В апреле 2021 года аналогичная работа проводилась в отношении 8 ОМСУ со статусом сельских поселений. С 11.05.2021 завершены настройки 7 из 8 ОМСУ со статусом сельских поселений (за исключением с.п. Варзуга, где по организационным причинам ещё не завершён этап тестирования) и осуществляется двухсторонний обмен документами служебной переписки.

2.3. Техническое сопровождение и эксплуатация, вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

2.3.1. За период конца 2016-2017 годов была проведена работа по объединению разрозненных локальных сетей исполнительных органов государственной власти в единый защищенный контур. Проведена работа по централизации управления всей информационно-телекоммуникационной инфраструктурой ИОГВ. В 2018 году были оптимизированы процессы обслуживания и технической поддержки органов власти государственным областным бюджетным учреждением «Центр информационных технологий Мурманской области».

2.3.2. По результатам работы 2019-2020 годов

Количество обработанных обращений по линии технической поддержки сотрудниками ГОБУ «ЦИТ МО» составило 13370, что составило 124% от количества 2019 года. Доля запросов на обслуживание, выполненная в срок по информационным системам обеспечения типовой и специальной деятельности - 93,6% (при плане 90%), по техническому обслуживанию рабочих станций 83% (при плане 85%), а доступность компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры - 100% (при плане 98%).

при этом:

количество информационных систем обеспечения типовой деятельности на сопровождении составило 9 ед. (при плане 9 ед.);

количество средств вычислительной техники, входящих в состав защищаемых объектов информатизации составило 1387 ед. (при плане 1200 ед.);

количество компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры составило 218 ед. (при плане 208 ед.).

2.3.3. Работы по организации ВКС:

За 2019 год было проведено 524 мероприятия в формате ВКС (302% от объема 2018 года), за период 2020 года количество возросло до 3088 (589% от периода 2019 года) мероприятий.

2.4. Осуществление работ по обеспечению требований информационной безопасности

За период 2017-2020 года созданы и обслуживаются единые центры для всех ИОГВ: антивирусной защиты «Kaspersky security endpoint 11», защиты от несанкционированного доступа «Dallas Lock», программный комплекс «АльфаДок» для документационного обеспечения информационной безопасности.

Кроме того, заключены партнерские соглашения:

в 2019 году с ОАО «ИнфоТеКС» (российским разработчик программно-аппаратных VPN-решений и СКЗИ);

в 2020 году с ООО «Код безопасности» (российским разработчиком программных и аппаратных средств защиты информации), с АО «Лаборатория Касперского» (российский разработчик средств антивирусной защиты), а также создан центр компетенций в этих направлениях.

В настоящее время ГОБУ «ЦИТ МО» проводится работа по обслуживанию защищенных сетей: №1316 ИОГВ Мурманской области, № 11270 Центра обработки вызовов 112, № 837 регионального сегмента ГБД «Аист» в рамках соглашения с Министерством образования и науки.

По итогам 2020 года:

эффективность функционирования подсистем безопасности информационных систем по предотвращению инцидентов (по информационным системам обеспечения типовой деятельности), - 100% (при плане 95%);

доля запросов на обслуживание, выполненная в срок (по объектам информатизации), - 100% (при плане 95%);

доля запросов на обслуживание, выполненная в срок (по информационным системам обеспечения типовой деятельности), - 100% (при плане 95%);

при этом количество обслуживаемых информационных систем обеспечения:

типовой деятельности, составило 6 ед.;

специальной деятельности, составило 3 ед.

Количество средств вычислительной техники, входящих в состав защищаемых объектов информатизации составило 1380 ед.

По результатам внутреннего мониторинга Министерства и по линии центра мониторинга государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак не поступало информации о реализованных атаках на информационные системы ИОГВ.

В результате в 2020 году средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак составил 0 часов (при допустимом – 48 часов).

3. Создание и развитие телекоммуникационной инфраструктуры

3.1. Горячая линия по коронавирусу Мурманской области

В кратчайший срок в 2020 году Министерством, совместно с ГОБУ «ЦИТ МО», ГОБУ «МФЦ» организована служба оперативной помощи гражданам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 по единому номер «122».

Целями и задачами службы являются:

обеспечение по принципу «одного окна» удобного и бесплатного канала для телефонных обращений граждан по вопросам организации оказания медицинской и иной помощи в условиях распространения инфекции;

информирование граждан о цифровых сервисах для получения результатов лабораторных исследований;

информирование граждан об адресах медицинских организаций для проведения лабораторных исследований и компьютерной томографии;

информирование о возможностях подачи жалоб на отказ в оказании медицинской помощи и качество предоставленных услуг

возможность организации вызова врача на дом;

информирование граждан о вакцинации против Covid-19;

информирование о мерах поддержки бизнеса в условиях пандемии.

С целью автоматизации работы службы ГОБУ «ЦИТ МО» была разработана специализированная информационная система, совместно с Центром речевых технологий публичного акционерного общества «Сбербанк» реализован голосовой помощник с элементами искусственного интеллекта.

В результате принятых мер, согласно результатов мониторинга службы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Мурманская область является одним из лидеров рейтинга качества работы региональных служб оперативной помощи гражданам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19, со следующими показателями:

среднее время дозвона - не более 3 секунд;

процент потерянных звонков - не более 1.

4. Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг

4.1. Перевод услуг в электронным вид

В 2015 году в целях повышения востребованности электронных услуг, введена в промышленную эксплуатацию комплексная информационная система проектирования государственных и муниципальных услуг, переводимых в электронный вид, включающая информационную систему «Региональный портал электронных услуг Мурманской области».

В настоящее время в электронном виде оказывается 121 услуга Мурманской области. Услуги оказываются на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ), региональном портале электронных услуг Мурманской области (далее – РПЭУ) и ведомственных порталах.

Количество услуг Мурманской области, предоставляемых на ЕПГУ в 2020 году, достигло 56 услуг.

Мурманская область использует все доступные единые формы подсистемы ЕПГУ «Концентратор услуг» для оказания в электронном виде услуг в сферах социальной защиты населения, здравоохранения и регистрации актов гражданского состояния, услуг по зачислению в детский сад, выдаче охотничьего билета и выдаче разрешений на установку рекламных конструкций.

В 2018 году было заключено соглашение с Минцифры России о совместной реализации проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» в Мурманской области. В рамках данного проекта:

-            в 2018 году на ЕПГУ реализованы 11 портальных форм заявлений для получения государственных и муниципальных услуг Мурманской области, их них 2 для получения услуг в сфере образования, 4 – в сфере занятости населения, а также 3 в сфере имущественных отношений и в сфере строительства – 2 портальные формы;

-            в 2019 году на ЕПГУ выведены 7 услуг (5 услуг в сфере занятости населения и 2 услуги в сфере социальной защиты населения);

-            в 2020 году – 10 услуг (в сфере социальной защиты населения).

Для увеличения доступности услуг в электронном виде в Мурманской области организованы и действуют центры обслуживания ЕСИА (в которых граждане могут получить подтвержденную учетную запись на ЕПГУ) на базе:

многофункциональных центров ГОБУ «МФЦ МО»;

муниципальных многофункциональных центров;

центров социальной поддержки населения;

центров занятости населения.

Если в 2014 году в регионе действовал 41 центр, то по итогу 2020 года количество центров обслуживания ЕСИА было увеличено до 207.

В соответствии с данными Минцифры России на протяжении 2015-2020 годов Мурманская область в общероссийском рейтинге зарегистрированных в ЕСИА входит в первую двадцатку регионов.

Обеспечена реализация межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде для ИОГВ и ОМСУ посредством автоматизированной информационной системы межведомственного взаимодействия «Смарт-Роут» (далее – АИС «Смарт-Роут»). К АИС «Смарт-Роут» подключены все ИОГВ и ОМСУ Мурманской области.

В том числе в 2019-2020 годах реализован переход на взаимодействие по каналам СМЭВ3 для получения сведений, необходимых для оказания государственных и муниципальных услуг, для всех сервисов СМЭВ2, для которых федеральные органы исполнительной власти реализовали аналоги в СМЭВ3.

В 2020 году в рамках субсидии из федерального бюджета на развитие системы межведомственного электронного взаимодействия было реализовано получение 43 видов сведений в трех базовых информационных ресурсах Мурманской области, обеспечивающих предоставление государственных (муниципальных) услуг и исполнение государственных (муниципальных) функций:

АИС «ЭСРН Мурманской области»;

АИС «Смарт-Роут»;

АИС «МФЦ Мурманской области».

4.2. Многофункциональные центры

В 2013 году на территории Мурманской области осуществляли деятельность 5 МФЦ в муниципальных образованиях: Кандалакшский, Кольский районы, г. Мурманск.

В период 2014-2016 годах было открыто еще 13 центров.

В 2015 году прошли государственную регистрацию и начали осуществлять прием граждан МФЦ в г. Апатиты, г. Ковдор, г. Полярные Зори, ЗАТО Заозерск, Ловозерского района, Печенгского района, Терского района, в пос. Видяево.

К концу 2018 года на территории области осуществляли деятельность по принципу «одного окна» 18 МФЦ (с учетом трех отделений в г. Мурманске). Доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна» по итогам 2017 года составляла 94,6 %, в 2018 -2019 годах – 94, 91 %, в 2020 – 95,12%.

В ГОБУ «МФЦ МО» в 2014 году функционировало 46 окон приема документов, оказывалось 59 государственных и муниципальных услуг, штатная численность специалистов по работе с заявителями составляла 64 сотрудника. К 2020 году спектр предоставляемых услуг увеличился более чем в 3 раза и составил 190 услуг, количество окон приема к 2018 году достигло установленного нормативного значения – 61 окно, а в 2020 открыто дополнительно еще 4 новых окна обслуживания населения (всего 65 окон). Средняя пропускная способность увеличилась с 2014 года на 25% и составляет 1500 заявителей в день.

В целях соответствия помещений МФЦ стандартам комфортности в 2015 – 2016 гг. в Октябрьском отделении МФЦ проведён плановый ремонт с внедрением фирменного стиля «Мои Документы». Помещения и рабочие места специалистов оснащены новым оборудованием (мебель, компьютерная техника и оргтехника), выполнены мероприятия по созданию доступной среды для маломобильной группы населения (установлен пандус, оборудован санузел), организованы парковочные места для лиц с ограниченными физическими возможностями.

В рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» осуществлена модернизация региональной автоматизированной информационной системы «Многофункциональный центр Мурманской области», в том числе: выполнена интеграция с системой управления электронной очередью, что позволило получать расширенную статистику, управлять нагрузкой отделений, совершать предварительную запись на предоставление услуг, в том числе и через региональный портал.

Кроме того, в 2015 году выполненная интеграция АИС «МФЦ МО» с информационной системой мониторинга качества предоставления государственных услуг позволила оперативно реагировать на снижение оценки качества, выявлять причины и оперативно принимать меры по их устранению. Так же выполнен ряд мероприятий по доработке информационной системы МФЦ в целях перехода на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг. Такое взаимодействие с органами власти позволило отказаться от передачи документов на бумажном носителе и   сократить время оказания услуги в отдельных случаях до режима реального времени.

В 2017 году представители малого и среднего бизнеса получили возможность воспользоваться в МФЦ услугами Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, в основном информационного характера (7 услуг). Завершен процесс передачи в МФЦ в полном объеме функций приема-выдачи документов, связанных с оказанием государственных услуг по кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество (Кадастровая палата и Управление Росреестра по Мурманской области прием населения не ведет), а это самые затратные по времени оказания услуги в МФЦ (от 40 минут и более).

В целях выявления лучших практик в работе многофункциональных центров, передачи опыта между МФЦ, с 2014 года МФЦ Мурманской области принимают ежегодно участие в региональном и федеральном конкурсе «Лучший МФЦ». На протяжении 2-х лет (2014-2015 гг.) специалисты Областного МФЦ признавались победителями во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучший специалист МФЦ».

В 2019 году в рамках проекта ГОБУ «МФЦ МО» «Одно «окно» для многодетных семей в г. Мурманске» в отделениях областного центра открыты специализированные окна для многодетных семей, в которых такие семьи могут получить полную информацию о положенных им мерах соцподдержки и льготах, а также подать документы на их получение.

По итогам 2020 года ГОБУ «МФЦ МО» оказано 390 тыс. государственных услуг региональных, федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов и иных услуг (64% от уровня 2019 года в связи с ограничительными мероприятиями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19).

При этом в МФЦ предоставлялись дополнительные услуги, связанные с Covid -19, в результате чего нагрузка на МФЦ в период пандемии возросла кратно.

Сохраняется высокий уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг в МФЦ, который составил в 2020 году 98 %.

В рамках реализации Плана «На Севере - жить.2030» с октября 2020 года в двух отделениях ГОБУ «МФЦ МО» функционируют Центры цифровых компетенций «МФЦифра», основная цель деятельности которых - помощь гражданам в получении государственных, муниципальных и иных услуг в электронном формате. За 3 месяца 2020 года в центр обратилось более 3,5 тысяч человек.

Кроме того, в Центре организовано проведение еженедельных семинаров «Школа цифровой грамотности», что способствует повышению уровня цифровой грамотности населения, знаний об использовании социальных сетевых и электронных сервисов. В настоящее время ведется работа по открытию таких центров в муниципальных МФЦ.

В 1 квартале 2021 года Центры цифровых компетенций заработали на базе МФЦ городов Мончегорск, Полярный, Североморск.

Во 2 полугодии 2021 года Центры цифровых компетенций появятся в МФЦ городов Полярные Зори и Заполярный, а в течении 2022 – 2023 годов - во всех крупных МФЦ Мурманской области.

Завершен трехэтапный процесс передачи в МФЦ функций по приему (выдаче) документов для получения массовых социально значимых услуг. С октября 2020 года в МФЦ осуществляется прием (выдача) документов в отношении 57 услуг в сфере компетенции Министерства труда и социального развития МО.

За 2020 год число наименований услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам, на базе ГОБУ «МФЦ МО» увеличилось на 52 ед. Общее число услуг составляет 190 ед.

5. Создание ситуационного центра Правительства Мурманской области и Центра управления регионом Мурманской области

5.1. Создание «Центра управления регионом Мурманской области»

Центр управления регионом Мурманской области (далее – ЦУР), - проектный офис, созданный автономной некоммерческой организацией «Диалог Регионы» (далее – центр компетенций) и Правительством Мурманской области, осуществляющий:

координацию работ по мониторингу и обработке обращений, поступающих от граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся на территории Мурманской области (далее – граждане), с помощью единой цифровой платформы обратной связи, созданной в рамках развития ЕПГУ, и сообщений, публикуемых гражданами в общедоступном виде в социальных сетях, мессенджерах, иных средствах электронной массовой коммуникации (далее – обращения);

оперативное реагирование по направлениям деятельности через взаимодействие с органами и организациями;

представление дополнительной информации в целях территориального и стратегического планирования развития Мурманской области.

ЦУР - один из важнейших элементов Ситуационного центра Правительства региона, создан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации № 354-Пр от 01.03.2020, в соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 24.08.2020 № 157-РГ и официально открыт 10.11.2020 в присутствии вице-премьера России Д.Н. Чернышенко и первого заместителя председателя Совета Федерации России А.А. Турчака. ЦУР использует единый комплекс помещений совместно с ГОБУ «ЦИТ МО».

Создание ЦУР позволило частично исполнить Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» с учетом требований Распоряжения Президента Российской Федерации от 03.10.2013 № Пр-2308 «О концепции создания системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту» в части создания органа управления, осуществляющего функции управления в мирное время и в особый период в общественно-политической сфере.

6. Обеспечение населения актуальной достоверной информацией о деятельности исполнительных органов власти Мурманской области в 2014-2020 годах

В результате проведения конкурентных закупочных процедур заключены 172 контракта с ведущими средствами массовой информации, доступными жителям Мурманской области.

Это обеспечило выход в эфир телевизионных и радиопрограмм, печатных публикаций и информационных сообщений по актуальным вопросам социальной, экономической, политической жизни региона во всех крупных областных СМИ и ведущих информационных агентствах РФ. Благодаря сотрудничеству с ведущими российскими информационными агентствами достоверная информация о Мурманской области, деятельности органов власти является доступной для жителей региона, Российской Федерации и представителей иностранных государств. Заключение контрактов позволило добиться максимального охвата читательской и зрительской аудитории, продвигать интересы области на федеральном уровне.

Также в рамках заключенных государственных контрактов обеспечено исполнение требований Закона Мурманской области от 30 июня 2010 года № 1246-01-ЗМО «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Мурманской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом».

С 2018 года начата работа по предоставлению региональным СМИ грантов на реализацию медиапроектов.

Для их осуществления СМИ предлагался на выбор широкий список тем по актуальным социально-значимым вопросам. Гранты предоставляются соискателям по итогам конкурсного отбора. В числе критериев оценки медиапроектов: оригинальность и качество медиапроекта, охват аудитории, использование возможностей социальных сетей при продвижении проекта и другие. Всего с 2018 по 2020 год в результате 8 конкурсов было предоставлено 60 грантов 18 соискателям.

В целях повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и средств массовой информации, обеспечения открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, повышения качества работы средств массовой информации Мурманской области и развития профессиональной медиасреды ежегодно проводился Форум СМИ Мурманской области.

Ключевым событием Форума традиционно становилась пресс-конференция Губернатора Мурманской области посвященная итогам работы регионального правительства в уходящем году и планам на следующий год. Кроме этого проводились торжественные церемонии вручения представителям СМИ наград Губернатора и профессиональных наград по итогам года, награждения лауреатов журналистских конкурсов, а также образовательные семинары.

Ежегодно проводились творческие конкурсы для журналистов: «На Мурманском рубеже», «Мурман: грани творимой истории», «Север помнит», «Север на уровне сердца». Всего за годы реализации госпрограммы было подано более 1000 работ, приняло участие в конкурсах около 300 представителей СМИ.

Министерством информационной политики Мурманской области проведена «перезагрузка» механизма информационного взаимодействия с ИОГВ. Так, появились кураторы направлений, отвечающие за обеспечение информационного сопровождения деятельности ИОГВ и курирующих их заместителей Губернатора Мурманской области. Кроме того, введен еженедельный рейтинг медиаактивности Губернатора Мурманской области и заместителей Губернатора Мурманской области. Он складывается в том числе из количества инфоповодов, инициированных курируемыми заместителями Губернатора Мурманской области ведомствами; из цитируемости Губернатора Мурманской области и заместителей Губернатора Мурманской области в публикуемых релизах; количества публикаций в СМИ и участия заместителей Губернатора Мурманской области в теле- и радиоэфирах. Эти механизмы позволили кратно повысить информационную открытость ИОГВ, в том числе ИОГВ с изначально крайне низкой в силу своей специфики информационной активностью (как, например, Министерство юстиции Мурманской области, Комитет по конкурентной политике Мурманской области и др.).

В период пандемии Министерство информационной политики Мурманской области оперативно перестроило работу по организации мероприятий с участием журналистов (брифингов и пресс-конференций), перейдя на онлайн-форматы таких встреч, что позволило в том числе обеспечить присутствие на них представителей муниципальных СМИ.

Министерством информационной политики Мурманской области обеспечено разнообразие используемых форм донесения информации. Так, значительно расширено количество спецпроектов, направленных на информационное продвижение Мурманской области:

- создаются видеоролики и видеопрезентации социальной направленности (например, COVID-19, прибытие в Мурманск передвижного музея «Поезд Победы»; визит в Мурманскую область Михаила Мишустина; открытие участка трассы на Териберку; установление мирового рекорда по силовому экстриму; видеопоздравления губернатора; история развития кинематографа в Мурманской области и другие);

- организуются рекламные кампании мероприятий в сфере информационного продвижения Мурманской области;

- проводится подготовка фото- и видеоматериалов для федеральных СМИ (например, видеоинтервью для телеканала «Россия-24» на тему «Курортный сбор»; репортажная съемка пресс-тура по Мурманской области в рамках нацпроекта «Культура»);

- организуются онлайн-трансляции (например, онлайн-брифинги Губернатора; онлайн-трансляции встреч Губернатора с предпринимателями региона; онлайн-трансляция Международного конкурса «Долина Уюта» и другие).

Осуществлена «перезагрузка» социальных сетей Правительства Мурманской области. Так, публикуемые сообщения теперь адаптируются под форматы социальных сетей, что повышает эффективность их восприятия и цитируемость. Как следствие, растет количество подписчиков официальных групп. Кроме того, увеличена доля визуальных сообщений в социальных сетях Губернатора, Правительства Мурманской области и регионального оперативного штаба.

Государственное задание за период 2014 – 2020 г.г. ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» выполнено в полном объёме.


Год выполнения

Количество номеров

Количество полос

% выпуска от плана

2014

250

1585

102,5

2015

250

1502

99,75

2016

250

1419

97,0

2017

200

1535,8

105,0

2018

194

1574,75

107,6

2019

196

1757

117,2

2020

197

1488

102,0

         

Доля опубликованных нормативно правовых актов Мурманской области и сведений о размещении информации об официальном опубликовании нормативно- правовых актов в электронном бюллетене Правительства от общего количества поступивших за период 2014-2020 г.г. составила 100%, что соответствует плановому значению.

2014-2020 г.г. отчетного периода ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» осуществляло бесплатное распространение газеты «Мурманский вестник» среди малообеспеченных и социально-незащищённых слоёв населения региона.

В соответствии с Законом Мурманской области «О выборах Губернатора Мурманской области» и Законом Мурманской области «О выборах депутатов Мурманской областной думы» редакция предоставляла печатные площади кандидатам для размещения агитационных материалов на бесплатной и платной основе. На протяжении многих лет сотрудник Редакции входит в состав Рабочей группы при Избирательной комиссии Мурманской области по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. Также в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Редакция оказывала и оказывает содействие Избирательным комиссиям в реализации их полномочий при проведении выборов.

Под рубрикой «Выборы» публиковались материалы о ходе избирательных кампаний в регионе. Для подготовки материалов журналисты отправлялись в удаленные населенные пункты области вместе с представителями избиркома, работали на избирательных участках. В пресс-центре Мурманского вестника накануне выборов проводились пресс-конференции представителей партий и общественной палаты Мурманской области.

Так же за отчётный период ГОАУ «Редакция газеты «Мурманский вестник» большое внимание уделяла освещению работы органов государственной власти региона, освещались рабочие поездки Губернатора области, руководителей министерств и ведомств, эффективности работы муниципалитетов.

В течение всего периода в каждом номере газеты публиковались отчёты, репортажи и комментарии, интервью, статьи под традиционными рубриками «В Правительстве области», «В областной Думе», «В комитетах областной Думы, «Официально», «Прямая речь».

Освещались рабочие поездки Губернатора области, руководителей министерств и ведомств. Ежегодному отчёту главы региона на заседании областной думы был посвящен майский номер «Мурманского вестника», в котором, помимо репортажа, был опубликован полный текст доклада Губернатора.

В 2014 году в здании редакции газеты был открыт пресс-центр. Он стал единственной площадкой в городе среди СМИ, которая регулярно (только 2020 год стал исключением) собирала интересных спикеров и журналистов. За период с 2014 по 2020 год в пресс-центре организовывали как пресс-конференции, так и круглые столы на разные темы.

В разное время некоторые руководители крупнейших промышленных предприятий региона, главы муниципальных образований становились нашими гостями.  

Опубликовано: 28 Мая 2021
AA