Министерство цифрового развития

МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

МБОУ «СОШ № 7 г. Кировска»

VII Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ

Российского общества историков-архивистов

«Юный архивист»

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Вклад архитекторов в создание Кировска»

 

 

Акилбаева Полина Александровна (16 лет)

Ученица 10 «А» класса СОШ № 7 г. Кировска

Адрес (дом.): ул. Комсомольская, д. 8, кв. 29

г. Кировск, Мурманская область, 184256

 

Адрес (школа): ул. Мира, д. 11

г. Кировск, Мурманская область

Телефон: 8 (81531) 5-43-17, 5-52-86, 5-87-12

Факс: 8 (81531) 5-43-17

Е-mail: kirovskschool_7@mail.ru

Руководитель: Онохина Елена Фёдоровна,

учитель истории и обществознания МБОУ

«СОШ № 7 г. Кировска»

Консультант: Герчина Ольга Сергеевна,

начальник отдела научно-информационной

и справочной работы ГОКУ ГАМО в г. Кировске

Контактные телефоны: 8 (81531) 4-38-50

 

г. Кировск

2019 г.

Содержание

 

Введение

3-4

Глава 1. Вклад архитекторов в создание Кировска

 

4

 

1.1. Первый генеральный план города

 

4-6

 

1.2. Второй генеральный план города

 

6-7

 

1.3. Проектирование Кировска комбинатом «Апатит»

 

1.4. Планировка города в послевоенное время

 

1.5 Период хрущевской оттепели

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение

7

 

7-8

 

8-9

 

9

 

10

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Кировск – детище открытий академика А.Е. Ферсмана и первых советских пятилеток. Город, который в своём промышленном развитии опережал планирование, строился быстрее, чем проектировался.

Город в Хибинах (в 1934 году Хибиногорск был переименован в Кировск)[1] является сегодня туристическим центром Кольского полуострова. Ежегодно сюда приезжает много гостей. Их впечатляет близкое соседство гор с жилыми застройками, удивляют необычный ландшафт и отдельные здания. Когда и почему они появились? Ответить на эти вопросы я не могла. Спросила у сверстников. Оказалось, они тоже мало знакомы с историей создания Кировска. На вопросы анкеты, которые были предложены моим одноклассникам, затруднялись ответить большинство ребят. Практически никто не смог назвать имена архитекторов, внесших большой вклад в проектирование города Кировска, перечислить сохранившиеся первые жилые дома и каменные здания (приложение № 1). Результаты анкетирования показали также, что вопросы, связанные с архитектурными особенностями родного города, вызывают интерес у моих одноклассников, потому что наш город заметно отличается от соседних городов, застроенных одинаковыми пятиэтажками. Так архитектура Кировска стала объектом моего исследования, предметом же – вклад отдельных людей в создание города в Хибинах.

Взяв за основу хронологические рамки – 1930-1990 годы, я поставила цель – изучить особенности проектировки Кировска. Для ее достижения были сформулированы задачи:

1. Изучить документы по проектированию Кировска за 1930-1990 гг.

2. Провести анкетирование среди обучающихся 10 класса для оценки знаний об архитектурных особенностях Кировска.

3. Проанализировать роль архитекторов в создании родного города.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретический (изучение, обобщение и систематизация полученных данных), эмпирический (анкетирование).

В процессе написания исследовательской работы были использованы документы нескольких архивных фондов. Это приказы управляющего по основной деятельности производственного объединения «Апатит» им. С.М. Кирова, решения Кировского городского Совета народных депутатов Мурманской области, планы по отводу земельных участков для строительства, техническая документация на постройку предприятий и учреждений Кировска, заключение экспертной комиссии бюро главного архитектора Наркома тяжелой промышленности по вопросу о планировке и застройке города Кировска УЖКХ исполнительного комитета Кировского городского Совета народных депутатов Мурманской области. Кроме того, в ходе работы были использованы публикации газеты «Кировский рабочий» за 1935-1936 годы, книги «Записки музейщиков», историко-краеведческого альманаха «Живая Арктика», сборника «Хибинские Апатиты», а также материалы Интернет-ресурсов.

Изучая объект работы, становилось понятно, что градостроителям пришлось столкнуться со многими трудностями: горным рельефом, и как следствием – затененностью площадки, ураганными ветрами, лавинами и многим другим. Результатом решения этих головоломных задач стал современный Кировск. Так родилась гипотеза работы: Кировск отличается от других городов Мурманской области неповторимой архитектурой.

 

Глава 1. Вклад архитекторов в создание Кировска

1.1           Первый генеральный план города

До 1938 года наш край был частью Ленинградской области. И именно в городе на Неве определяли, каким станет облик третьего по счету города Кольского Заполярья (первые два – Александровск и Мурманск).

Первый проект города был подготовлен в 1931 году архитектором Оскаром Рудольфовичем Мунцем. «Нужно, чтобы человек одновременно с победой над природой и нарушением ее величавого спокойствия, сумел согласовать свой труд с ее вечными красотами»,[2] - писал архитектор, отмечая гармонию будущей застройки с природным ландшафтом.

Мунц привык проектировать на плоской ленинградской равнине, и поэтому не сразу разобрался во всех сложностях горного рельефа Хибиногорска, где мало солнца и много снега. Архитектор писал: «Не для временной жизни оживает край: его богатства таковы, что разработка их растянется на совершенно неограниченное число лет. Дикий, почти необитаемый край надлежит превратить в населенный, и обеспечить его населению удовлетворение всех потребностей нормального и культурного существования в своеобразных условиях далекого севера».[3] «Наиболее удобное сообщение жителей с железнодорожным вокзалом»[4] входило в одну из главных задач проекта Мунца.

Архитектор разделил город на районы: 1. Фабрично-производственный; 2. Район деревянных домов первоочередной застройки в северо-западной части города; 3. Район общежитий (деревянных домов) – в северо-восточной части города; 4. Главный район каменной застройки.

Наиболее интенсивная стройка проектировалась в местах, лишенных растительности, чтобы сохранить зеленые массивы низкорослого леса. Были запланированы три парка: первый, в северо-западной части города, отделял город от пыльного производства обогатительной фабрики и являлся хорошим местом для прогулки. Второй и третий парки защищали город от северо-восточных ветров.

В начале 1930-х годов в городе стали появляться не только деревянные, но и каменные сооружения. К примеру, в 1932-м – первый в области звуковой кинотеатр «Большевик», в 1934-м – больница на 600 мест и почта. Наиболее высокую часть застройки, у озера Верхнего, Оскар Мунц отводил зданиям культурно-просветительного характера и спорта. Вся же деловая жизнь города, по замыслу Мунца, должна была сосредоточиться ниже.

Самым красивым зданием того времени был железнодорожный вокзал, который начали строить в 1934 году. Автором проекта стал известный ленинградский архитектор Николай Александрович Митурич. Это огромное здание в стиле помпезной «сталинской» архитектуры, которую отличают просторные залы, мраморные колонны, высокие потолки. Снаружи – гранитная облицовка, изнутри – бронзовые люстры.

Открытие вокзала состоялось в 1939 году. Но в 1996 году движение поездов прекратилось, железнодорожные кассы перевели в город, а спустя полгода в пустеющем здании вокзала произошел серьезный пожар, после которого его решили уже не восстанавливать.

Первый генеральный план города просуществовал недолго, и поэтому до конца не был реализован. Единственным напоминанием о нем остались четыре жилых дома по ул. Хибиногорская и здание Дома техники, построенное в 1947 году по проекту Мунца.

 

1.2    Второй генеральный план города

Новый генеральный план города был заказан в 1937 году проектной организации «Леноблпроекттрест». Его автором стал архитектор Александр Михайлович Соколов, который придерживался классических традиций градостроительства. Его генеральный план предусматривал создание в центре города большой овальной площади, от которой расходятся улицы-лучи. Центральный луч был ориентирован на самую высокую вершину города.

Генеральный план Соколова оказался большим шагом вперед, он заложил основу для формирования настоящего городского центра. Стоит сказать, что здания постройки второй половины 1930-х годов отличались изящными формами и наличием декоративных элементов: колонн, лепных украшений, византийских арок, необычных балконов. Яркий тому пример – полукруглая гостиница «Северная», которая была построена в 1938 году по проекту архитектора Олега Гурьева. Накануне об этом было написано в газете «Кировский рабочий»: «Гостиница по наружному и внутреннему архитектурному оформлению будет одним из лучших зданий, расположенных в центре Кировска».[5]

 

1.3    Проектирование Кировска комбинатом «Апатит»

К концу 1930 годов комбинат «Апатит» взял проектирование Кировска в свои руки. Было создано проектное бюро, главным архитектором которого назначили Николая Медведева. «Николай Алексеевич работал в Кировске более трех лет и успел много сделать»,[6] - писал архитектор Илья Ромм о своем коллеге.

Наиболее удачной из его построек можно назвать дом на углу улицы Кондрикова и Хибиногорского шоссе с оригинальной угловой ротондой, внутрь которой вписана треугольная лестничная клетка. Здесь сейчас расположена библиотека имени Горького.

Также по проектам Медведева отделывали интерьеры гостиницы и ресторана «Северная». В газете его называли приверженцем классики: «Медведевым использованы мотивы классической архитектуры, обогащенные применением скульптуры и орнаментики. Основной прием фасада выражен в строгом классическом ордере»[7].

 

1.4    Планировка города в послевоенное время

В послевоенное время планировкой и застройкой Кировска занимался ленинградский институт «Гипрогор». Архитектором назначили Бориса Дмитриевича Судоплатова. Он придерживался стиля «сталинский барокко», который выражался в монументальных композициях. Вот как об этом писал Илья Ромм: «Судоплатов мечтал о создании на горных склонах Кировска террасных парков итальянских палаццо эпохи Возрождения. То была пора расцвета архитектурных излишеств, когда многие архитекторы склонны были рисовать монументальные композиции, забывая о существовании денежных ассигнований, смет».[8]

Первой работой архитектора стал проект застройки квартала на 20-м километре, так называемой «малоэтажки» (современная улица Парковая). Как пишет Илья Ромм, сам Лоренцо Медичи мог бы мечтать о таком великолепии, глядя на придуманный проект Судоплатова. Ведь там была целая система подпорных стен, террас, лестниц и видовых площадок с балюстрадами. В застройку квартала автор вложил всю свою изобретательность. Но в разгар строительства оказалось, что все это стоит слишком дорого. Работу пришлось остановить.

Еще одной интересной работой архитектора стал фасад шестиэтажного здания общежития на центральной улице, с необычными для Кировска не то романскими, не то византийскими арками.

Позже, в 1956 году, по типовому проекту К.Н. Бартошевича было построено здание Дворца культуры – там, где его видел Судоплатов. Оно стало заключительным аккордом красивого ансамбля площади Ленина.

 

1.5    Период хрущевской оттепели

В период хрущевской оттепели, когда начали сносить деревянные бараки, а городские застройки перешли на массовое типовое домостроение, проектирование Кировска доверили Илье Георгиевичу Ромму. В своей статье «Заметки архитектора» он вспоминал: «Начиналось массовое строительство типовых жилых домов с минимальной архитектурной отделкой. В городе еще оставалось множество незастроенных пустырей. Мы заполняли эти пустыри типовыми домами, стараясь как можно лучше использовать рельеф».[9]

Был, правда, у Ромма и авторский проект: «Это был мой первый самостоятельный проект. Мы решили сделать его П-образным, и дом казался тогда мне шедевром архитектуры! Я додумался до того, до чего не додумался бы ни один здравомыслящий архитектор…».[10]

Новым генеральным планом 1968 года, разработанным «Ленгипрогором», планировалась застройка Кировска вплоть до 1995 года. Последней в Кировске была застроена однотипная улица Солнечная. Микрорайон появился на открытом солнечном месте в начале 1990-х.

 

Заключение

Изучая планы архитекторов в отношении Кировска, я узнала их стилевые пристрастия, а также трудности, с которыми им пришлось столкнуться. Каждый из них вложил частичку души в свои проекты. Чувствуется, что к работе они подходили творчески, увлеченно.

В Кировске много непохожих зданий, необычных улиц, запоминающихся ландшафтов. Таким образом, гипотеза работы подтвердилась: Кировск заметно отличается от других городов Мурманской области своей неповторимой архитектурой.

Данное исследование может оказаться полезным для школьников: его можно использовать на занятиях по изучению истории родного края. Кроме того, собранный материал может помочь в составлении туристических и экскурсионных маршрутов для жителей и гостей города. Ведь в Кировске последнее время активно развивается туризм – приоритетное направление экономики Мурманской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

1.           Зеленой И.К. Климат региона Кировска. /Труды Кольской базы. – Москва, 1940. – Выпуск 6, стр. 77.

2.           Тарараксин С.В. Строительство города. /Записки музейщиков. – Кировск, 2011. – стр. 105-111.

3.           Мунц О.Р. «Город Хибиногорск и его планировка», Хибинские Апатиты, сборник 2, Ленинград, 1932 г.

4.           Историко-краеведческий альманах № 1 «Живая Арктика». Эпоха Хибин / Заметки архитектора, 2001 г.

5.           Город ближайшего будущего// Кировский рабочий, 18.11.1935 г.

6.           Гурьев К.И. Социалистическому Кировску – новую архитектуру // Кировский рабочий, 14.10.1936 г.

7.           ГОКУ ГАМО в г. Кировске:

Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 13. Л. 92.

Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 14. Л. 48.

Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 32. Л. 37.

Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 36. Л. 43.

Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 40. Л. 89.

Ф. Р-179. Оп. 1. Д. 78. Л. 21.

8.           https://citysee.ru/russia/szfo/murmanskaya-oblast/kirovsk

9.           https://nord-ursus.livejournal.com/145637.html

10.      https://citysee.ru/russia/szfo/murmanskaya-oblast/kirovsk-murmanskaya-oblast-dostoprimechatelnosti.htm

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Результаты анкетирования

«Знаете ли Вы архитектурные особенности своего города?»

 

Вопрос

Число респондентов

Да

Нет

Частично

Знаете ли Вы имена архитекторов, которые участвовали в проектировке города Кировска?

25

2

19

4

Знаете ли Вы в городе здания в стиле «сталинский барокко» и «сталинский неоклассицизм»?

25

4

16

5

Знаете ли Вы, что означает период хрущевской оттепели в архитектуре города Кировска?

25

2

19

4

Знаете ли Вы, где расположены первые каменные здания и жилые дома?

25

6

10

9

Знаете ли Вы о нестандартном доме в городе Кировске – «шедевре архитектуры»?

25

18

2

5

Хотели бы Вы знать больше об архитектурных особенностях и деятельности архитекторов города Кировска?

25

19

2

4

 




[1] ГАМО в г. Кировске. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 40. Л. 89.


[2] Мунц О.Р. «Город Хибиногорск и его планировка», Хибинские Апатиты, сборник 2, Ленинград 1932 г., стр. 207

 


[3] Мунц О.Р. «Город Хибиногорск и его планировка», Хибинские Апатиты, сборник 2, Ленинград, 1932 г., стр.193

 


[4]Мунц О.Р. «Город Хибиногорск и его планировка», Хибинские Апатиты, сборник 2, Ленинград, 1932 г., стр.195

 


[5] Город ближайшего будущего //Кировский рабочий,1935, стр.4


[6] Историко-краеведческий альманах № 1 «Живая Арктика». Эпоха Хибин // Заметки архитектора, 2001г., стр. 93


[7] Гурьев К.И. Социалистическому Кировску - новую архитектуру // Кировский рабочий, 1936, №8, стр. 2


[8] Историко-краеведческий альманах № 1 «Живая Арктика». Эпоха Хибин / Заметки архитектора, 2001г., стр. 95-96

 


[9] Историко-краеведческий альманах № 1 «Живая Арктика». Эпоха Хибин / Заметки архитектора, 2001г., стр. 98


[10] Историко-краеведческий альманах № 1 «Живая Арктика». Эпоха Хибин / Заметки архитектора, 2001г., стр. 98

 



Опубликовано: 19 Июня 2019
AA