Министерство цифрового развития

Министерство образования и науки Мурманской области

 

Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских

работ «Юный архивист»

 

История школьного образования в Кольском Заполярье
в период 1917 – 2017 годы

 

 

Подготовил: Шанькова Стефания Эдуардовна

обучающаяся 10 класса «А»
МБОУ г. Мурманска «Лицей № 2»

183038, г. Мурманск, ул. Самойловой, д.2

Домашний адрес с индексом:

183053, г. Мурманск, ул. Крупской, 24-22

Контактный телефон: +79212812466

e-mail: stefania.shankova@yandex.ru

 

Руководители:
Суткайтис Владимир Кестутович

учитель истории и обществознания
МБОУ г. Мурманска «Лицей № 2»

183038, г. Мурманск, ул. Самойловой, д.2

Контактный телефон: (8152) 45-42-91

e-mail: lyceum2@mail.ru

 

Ананьина Людмила Александровна
начальник отдела воспитания, дополнительного образования и охраны прав несовершеннолетних

Комитет по образованию Администрации г. Мурманска

183000, г. Мурманск, пр. Ленина, д.51 Контактный телефон: (8152) 40-26-67

e-mail: dopobr51@yandex.ru

 

 

Город Мурманск – 2018 год


Оглавление

1.Введение                                                                                                     стр 3-4

2.Обзор литературы

2.1Становление системы народного образования в Росси в 20-21 веке стр 5-6

2.2Становление системы народного образования в Кольском крае в 20-21 веке

                                                                                                                         стр 7-8

3.История школьного образования в г.Мурманске и Мурманской области в период с 1917-2017 годы (собственные наблюдения)

3.1Первая школа в городе Мурманске                                                         

3.2Темпы строительства школ в Кольском крае в период 1917-2017 гг     стр 9

3.3Состояние школ в 20-30-е годы в г.Мурманске и Мурманской области

                                                                                                                           стр 10

3.4Динамика роста количества учащихся и учеников в Мурманской области в

     период с 1917 -2017 гг                                                                               стр 11

3.5Ликвидация неграмотности в Мурманской области                              стр 12

4.Выводы                                                                                                          стр 13

5.Список литературы                                                                                      стр 14

6.Приложения 1- 7                                                                                     стр 15-21

 


1.    Введение

 

Актуальность исследования:

История образовательной системы в городе Мурманске – является одной из составляющих истории нашего края. Во все времена в любом обществе, образование и отношение к нему, является «зеркалом» своей эпохи, ее культуры, и политики. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти, а значит смена власти всегда влекла за собой перемены в образовании. Последние имеют как положительное, так и отрицательное влияние на развитие поколений.

По определению ЮНЕСКО, 21 век должен стать веком образования. Современное российское школьное образование находится в стадии реформирования. Поэтому выбранная тема исследования особенно актуальна для нас сегодняшних старшеклассников, завтрашних взрослых граждан России. Сегодня, как никогда возникает потребность знать о наших корнях, осмыслять и обобщать опыт прошлых лет, в том числе касающихся принципов построения обучения детей в школах страны и родного края. Зная события прошлых лет, анализируя результаты работы и опыт педагогов-ветеранов, мы сможем не просто прошлое, а задавать будущее!

 

Гипотеза:

Становление системы школьного образования в городе Мурманске в течении последних 100 лет было трудным и динамичным процессом, имеющим положительные и отрицательные стороны. На ход развития данной отрасли в нашем городе влияли исторические события, происходящие в России, в нашей области и приграничных странах, а так же в культурные особенности жителей крайнего севера и даже климатические условия.

 

Объект исследования: система школьного образования в городе Мурманске, в период 1917 – 2017 годы.

Предметы исследования:

- школы города Мурманска в различные годы изучаемого периода;

- количество учащихся и учителей в школах города;

- предметы, изучаемые в школах, успеваемость;

-школьный инвентарь, учебные пособия, здания школ;

-реализуемые программы школьного образования в разные годы;

-внеурочная деятельность учителей и учеников мурманских школ;

Цель исследования: проанализировать основные тенденции, особенности и закономерности школьного образования в городе Мурманске в период 1917-2017 годы и их значение для современных школьников, завтрашних выпускников.

Задачи исследования:

-изучить историю формирования школьного образования в г. Мурманске по литературным источникам, архивным документам и воспоминаниям учителей-ветеранов;

-выявить взаимосвязь и влияние исторических событий на развитие школ в нашем городе;

-изучить и провести сравнительную характеристику школьных учебных заведений в разные десятилетия (расположение и оснащение школ, время работы, проведение внеурочных занятий, успеваемость);

-описать хронологически последовательно систему формирования школьного образования в г. Мурманске в период 1917-2017 годы.

Методы исследования: изучение и анализ документальных материалов в архивах, школьных музеях и научной библиотеке; сбор фотографического материала; интервьюирование учителей-ветеранов города Мурманска; сравнение, конкретизация, обработка полученных данных и отображение в графиках и диаграммах.

 

 

 

2. Обзор литературы

2.1 Становление системы народного образования в России в 20-21 веке

Школьная система в России в 20 веке многократно менялась.

К началу 20 века в Российской Империи, наиболее распространенным типом начальной школы были начальные училища с 3-4-х летним курсом обучения (земские школы, церковно-приходские школы) и средней школы с 7-8 летним сроком обучения (мужские и женские гимназии) [2,7,10]. В школах изучали древние и иностранные языки, историю и литературу. Грамотность детского населения старше 8 лет, в 20 годы, составляла 40% [2,3].

Советское образование в 20-е годы создавалось путем ликвидации старой и создания новой системы обучения. Этот переход завершился в 1922 году [8]. Образование стало доступным для мужчин, женщин и всех национальностей в равной степени. Соблюдалась преемственность всех звеньев обучения. Школа должна была быть связана с производством.

К 1921 -1922 годам в РСФСР, школьное образование, состояло из начальной школы (4-е класса) и семилетняя школа или школа 2 ступени (9 классов). Учебных планов, как обязательных документов, не существовало до 1927 года. Весь учебный материал был синтезирован по темам: « труд», «общество», «природа». В школах вводились практические занятия. Соединение процесса обучения с производительным трудом было создано впервые в мире [8,9,10].

31 августа 1925 года было принято постановление «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения».

В годы Великой Отечественной войны было уничтожено 82 тысячи школ, где до войны обучалось 15 млн. детей [11,12]. Все лучшие черты советского образования, были сформированы именно в те трагические годы. Обучение во время войны не прекращалось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени. В военные годы, в системе образования были сделаны важные нововведения: введено всеобщее обучение детей с 7-и лет; обязательное 7-летнее обучение; введена 5-балльная система оценивания; обязательные выпускные испытания в начальной и 7-и летней школы; экзамены на аттестат зрелости; вручение золотой и серебряной медалей [10].

Вышедший в 1958 году закон «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Была начата школьная реформа, о введение обязательного 8-летнего образования [2,11].

К 1980 году в развитии советской школы был завершен переход к всеобщему среднему образованию, которое включало 10-летний курс обучения. Научно-технический прогресс обуславливал усложнение школьной программы. У школьников наблюдались трудности с усвоением школьного материала, снижался интерес к занятиям и снижался уровень подготовки в школе.

В начале 90-х годах отмечено замедление темпов школьного строительства. Началась школьная реформа. В 1992 году был принят «Закон об образовании». Школы получили возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов. Появилось много альтернативных программ и учебников. Для сохранения системы образования были введены образовательные государственные стандарты, регламентирующие обязательный минимум учебных предметов [8,10]. Творчески сильные школы преобразовались в новый тип учебных заведений – лицеи и гимназии. В них проводилось углубленное изучение обязательных предметов, вводились специальные предметы и открывались профильные классы. Изменилось мировоззрение школьников, литературные вкусы, произошла переоценка ценностей.

В 21 веке в школьном образовании произошли изменения. Школьная политика включает принципы демократизации и гуманизации [7], т. е. уважение личности ученика, принятие его достоинств, запросов и интересов . В школы внедрены инновации: безбумажные технологии обучения, тестовый контроль знаний, введение единого государственного экзамена. В настоящее время в системе образования началась самая масштабная реформа «возвращение в государство». Проводимая реформа позволит выстроить единое государственное управление, единую систему контроля и выработать единую школьную программу.

2.2 Становление системы народного образования в Кольском крае

                                               в 20-21 веке

Советское образование на Кольском полуострове, в 20-е годы, развивалось по такой же схеме, как и во всем РСФСР.

Перед Октябрьской революцией в области существовало 37 церковно-приходских школ и начальных сельских училищ, в которых обучалось 909 детей. В 1917 году на Кольском полуострове насчитывалось 13 школ, в 1918 году – 23 школы, а в 1920/21 году в области работало уже 34 школы, где училось 2000 детей и работало 50 учителей. Школы располагались в приспособленных, арендуемых помещениях [3,2].

Согласно литературным данным, на кануне революции, на территории города Романов–на–Мурмане, школ не было [2,3]. В архивных документах упоминания о школах стоящегося молодого города приходится на 1917-1918 год [9]. Согласно тем же архивным материалам, первая школа, наиболее близко расположенная к городу (в 3-х км) была открыта в 1915 году (по другим данным в 1917 году) в поселке Дровяное. Сначала это было земское училище, которое располагалось в одной из комнат здания лесопильного завода. В 1917 году училище была переименовано в школу 1 ступени (начальная школа). Первым директором и единственным учителем в той школе был Гоман Константин Александрович [1]. С 1915 по 1923 учебные годы в школе начитывалось 23 ученика, а с 1923/24 года в   школе было 30-40 учеников и работало 3 учителя [2,7]. В 1925 году школу в поселке Дровяное объединили с детским домом, где жили беспризорные дети и она получила название Дровянская школа Коммуны. Ее ученики стали называться – коммунарами. В 1928 году школа Коммуны переехала в здание барачного типа, состоящее из 2-х классов и 2-х комнат для учителей. Вокруг школы коммунары вместе с учителями посадили 26 берез – по одной на каждого ученика. Со временем в поселке выстроили двухэтажную кирпичную школу, которая работала целый век и была закрыта в 2015 года [5].

Задача, о всеобщем начальном обучении на Кольском полуострове, была решена уже к 1931-1932 году. Достичь этого удалось с помощью оперативно установленных льгот для школьников: введены горячие завтраки, организован подвоз детей в школу, малоимущие обеспечивались одеждой, обувью, общежитием [5,2]. К концу 30-х годов создание стабильной системы образования в Мурманской области было завершено. Быстрый рост числа учащихся и нехватка педагогических кадров, повлек за собой снижение качества образования. Школы из деревянных, часто приспособленных помещений переселились в каменные здания. К 1941 году, Мурманская область вошла в число областей сплошной грамотности [10]. В первые дни войны многие мужчины-учителя были призваны на фронт, часть женщин-учителей была эвакуированы или перешла на работу в госпитали, а часть осталась работать в немногочисленных школах. В 1941 году в области начали работать только 70 школ [11,12]. Перед работниками образования, в прифронтовом Мурманске, встали важные задачи: проводить обучение всех детей оставшихся в городе, а также заботиться об их здоровье и безопасности. К концу войны, в 1944/45 году - 88 школ. За самоотверженный труд в годы войны, 477 учителя нашего города получили правительственные награды [2,3].

К 1980-у году в 1980/81 учебном году 99% мурманских выпускников 9 класса, продолжали обучение в 10 классе, в техникуме или в училищах. В 1983 году хозяйство страны получило 8000 рабочих массовых профессий, из учебных заведений Мурманской области. Во второй половине 20 века, в регионе работало много учителей – новаторов, внедрявших в образовательный процесс новые методики преподавания [2,5,7,9] . В 90-е годы отрылась новая страница в истории образования Мурманской области. По данным статистики на 1999 год в области работало 268 государственных общеобразовательных учреждений, открылись инновационные учреждения – лицеи и гимназии. Появились первые негосударственные общеобразовательные учреждения [7,9]. С 2000-го года в системе образования Кольского края наблюдаются такие же преобразования, как и во всей стране.

3. История школьного образования в г. Мурманске и Мурманской области

    в период с 1917-2017 годы (собственные исследования)

3.1 Первая школа в городе Мурманске.

Обобщив литературные данные и учитывая то обстоятельство, что в 1957 году поселок Дровяное был включен в черту города Мурманска и стал одним из его отдаленных микрорайонов [1]. Мы полагаем, что будет логичным считать начало истории развития школьного образования в городе Мурманске считать со дня открытия школы в микрорайоне Дровяное, с 1915 года.

3.2 Темпы строительства школ в Кольском крае в период с 1917-2017 годы.

Нами были собраны статистические данные о темпах строительства школ в областном центре и области за   последние 100 лет.

Полученные данные представлены на диаграммах [приложение 1].

В диаграмме №1 показано количество общеобразовательных учреждений в Мурманской области, в изучаемый период.

Из приведенных данных видно, что в 1920 году в области насчитывалось 37 школ. В соответствии с архивными данными, из них действовало только 27, где обучалось около 300 детей [3,5,7]. К началу Великой Отечественной войны этот показатель вырос более, чем в 4 раза и к 1940 году действовало 159 школ. Т.о., наибольшее количество учебных заведений в регионе было построено в 1950 году и 2000 году, 210 и 264 школы соответственно.

Снижение темпов строительства школ в области наблюдается с 2000 года.

На диаграмме №2, представлено количество общеобразовательных учреждений в городе Мурманске. Как следует, из диаграммы, наибольшее количество школ в городе, было построено в период с 2017 по 1984 год – 57 новых школ. Максимальное количество действующих школ в г.Мурманске приходится на 1984 год – 58 школ. Тогда школьная площадь увеличилась в 3,5 раза [2] . С 1984 года наблюдается спад в строительстве школьных зданий. За 33 года в Мурманске действует на 7 школ меньше, чем до 194 года.

Положительная динамика в темпах строительстве школ области, в указанные годы, связан с приростом населения, с государственной программой ликвидации безграмотности, а в послевоенные годы с политикой всеобщего обучения. Кроме того, согласно данным литературы [10] руководство области планировало организовывать строительство школ в городах и районах области в таких объемах, чтобы к 1935/36 учебном году ликвидировать 3-х сменное обучение в городе Мурманске, а к 1937/38 учебному году во всей области.

Из представленных диаграмм №1и №2, следует, что 1935 год был выдающимся в истории школ нашего города и всей области. В этом году в Мурманске за 5-ь месяцев было построено 5-ь новых каменных школ. Темпы строительства новых школ в нашем городе в сравнении с другими городами РСФСР представлены в таблице:                                                                                                         

Рейтинговое место по количеству новых школ среди городов РСФСР

Дата

место

10 мая 1935 года

23

20 июля 1935 года

6

15 августа 1935 года

4

Таким образом, в 1935 году строительство школ в нашем городе было одним из лидирующих по стране (4-е место в России).

Отрицательная динамика в строительстве новых школ наблюдается в конце 20 начале 21 века, что связано с снижением рождаемости в нашем регионе, особенно в конце 20 века, миграцией населения в другие районы нашей страны, недостаточностью финансирования в те годы.

Мы также сравнили темпы строительства школ в регионе, с данными строительства школ в России. Приведенные данные на графике №3 [приложение 2], свидетельствуют о том, что на территории Кольского полуострова строительство школ было наиболее интенсивным в 20-40-е годы. Этот показатель выше, чем   строительство школ по России.

3.3 Состояние школ в 20-30-е годы в г. Мурманске и Мурманской области О состоянии школьных помещений свидетельствуют сохранившиеся архивные документы: «Объяснительная записка Заведующему Мурманским Губернским Отделом Народного образования», представленная в [приложение 3] и «Акт о состоянии школы в г.Мурманске в 1928 году» [приложении 4]. Представленные документы свидетельствуют, о том что, в 20-е годы в Мурманске не было специальных, отдельных школьных зданий. Занятия проводились в приспособленных маленьких помещениях, плохо проветриваемых, холодных и грязных помещениях. Учеников в классах было мало. Учебные пособия учителя делали сами, письменных принадлежностей не хватало, новых учеников не издавалось.

Такое состояние школьных помещений, бедность оснащения школ, объясняется хозяйственной разрухой в стране и еще небогатым, молодым и только еще строящемся нашем регионе.

3.4 Динамика роста количества учащихся и учителей в Мурманской

     области, в период с 1917 по 2017 годы.

Данные о количестве учеников и учителей в Мурманской области и России представлены на диаграмме №5 и №6 соответственно [приложение 5].

Из представленных данных видно, что значительный прирост количества учеников в школы области наблюдался к 1950/51 учебном году и в 2000/2001 учебном году. К 2010/11 году этот показатель снизился в 2 раза и пока остается на прежнем уровне. Наблюдался рост числа учителей с 1914 года по 2000 год. К 2010 году этот показатель снизился почти в 2 раза. К 2015 году вновь наблюдается увеличение числа педагогов в нашей области. Аналогичные тенденции с количеством учителей просматриваются в России. Данные представлены на диаграмме 6.

Нестабильность представленных показателей, связана с социально-экономическими преобразованиями в стране и области, с уменьшением рождаемости и с миграцией населения в более теплые регионы.

Привлекательными оказались данные о количестве учеников на 1-го учителя в разные годы. Данные представлены в таблице:                                                                                             

Количество учеников на одного учителя.

годы

1920

1930

1941

1943

1945

1960

1970

1990

2000

2010

2017

Мурманск

5,9

16,7

3,8

8,8

10,1

18,3

80,0

31,8

16,3

19,9

14,7

Мурманс-кая обл.

9,7

29,5

14,6

19,2

25,5

20,0

80,0

30,2

15,5

11,7

11,2

Из представленных расчетов следует, что наибольшее количество учеников приходится на одного учителя в 70-е и 90-е годы.

Данные о количестве учащихся нами были собраны в Государственном архиве Мурманской области, из сохранившихся отчетов о работе школ в разные годы. Один из таких отчетов представлен в [приложение 7].

3.5 Ликвидация неграмотности в Мурманской области

Нами были проанализированы показатели ликвидации неграмотности в нашем регионе в разные годы. Данные представлены в диаграмме № 7 [приложение 6].

Из представленных показателей следует, что за 22 года в Кольском Заполярье была ликвидирована неграмотность. Мы сравнили наши данные с показателями по России. На графике показано, что в 1926 году грамотность населения страны выросла вдвое и составила 61%, к 1939 году увеличилась до 75% и достигла 100% к 1950 году. В Мурманской области, в 1926 году доля грамотного населения составила 65%, увеличилась до 70% к 1930 году и достигла 100% к 1939 году. Т.о. ликвидация неграмотности в Мурманской области прошла более быстрыми темпами, чем по всей стране. Такого результата правительство области достигла, за счет правильной и оперативной организации учебных занятий для неграмотных северян. Свидетельством того, как организовывалась эта работа в Мурманской области, является документ приведенный в [приложении 6]. Согласно данному обращению, необходимо было учесть все места скопления неграмотного населения, для организации работы по ликвидации неграмотности в области.

 

 

 

 

4. Выводы

На основании проведенного исследования, мы выяснили, что:

-начало истории развития школьного образования в городе Мурманске можно считать со дня открытия школы в микрорайоне Дровяное, т.е. с 1915 года;

-в 1935 году строительство школ в нашем городе было одним из лидирующих по стране (4-е место в России).

-к 1935/36 учебном году удалось ликвидировать 3-х сменное обучение в городе Мурманске, а к 1937/38 учебному году во всей области.

-представленные документы свидетельствуют, о том что, в ранний период становления системы образования в г.Мурманске, не было специализированных школьных зданий. Помещения, где проводились занятия были в неудовлетворительном состоянии. Не хватало школьных принадлежностей, учебников, пособий;

-ликвидация неграмотности в Мурманской области проходила более быстрыми темпами, чем во всей России и была завершена к 1939 году;

-наибольшее количество новых школ в Мурманской области было построено в 1950 году (210 школ);

-максимальное количество действующих школ в г.Мурманске приходится на период до 1984 года (58 школ).Тогда школьная площадь увеличилась в 3,5 раза.

      Полученные нами данные и данные литературных источников, свидетельствуют, что образование в Мурманской области всегда опережало на полшага день текущий. Учительство Кольского Заполярья всегда демонстрировало свою готовность к новаторским переменам. Учитывая непрерывные изменения в системе образования, вызываемые новыми формами экономической и социальной детальности, мы должны осмыслить то, что достигнуто, и идти дальше, решая новые и непростые задачи.

     Выражаю искреннюю благодарность своим руководителям Суткайтис Владимиру Кестутовичу и Ананьиной Людмиле Александровне, за помощь в исследовательской работе.

 

5. Список литературы

1.Волков Е.Н. Первомайский округ. К 30-летию Первомайского округа

города героя Мурманска посвящается. Мурманск, 2005, с.41

2. Дранишков В.В., Манухин В.П., Дуданова Е.Ф. Очерки истории

народного образования Кольского края. Мурманск, 2001, с.624

3. Заборщиков С.А., Пыхтина Н.А. Мурманск: начало пути 1916-1940 гг.:

Сборник документов: к 100-летию со дня основания города

Мурманска (комитет по развитию информ. технологий в связи

Мурманской области, ГОКУ «Государственный Архив Мурманской

Области»), Мурманск 2016, с.402

4.   Кивлева Н.В. Становление образования в России, Изд.Нестор-

История, 2012, с.300

5. Киселев А.А. Родное Заполярье. Мурманское книжное издательство,

1974, с.170

6.   Колпакова О.В. Как учились на Руси. История образования в России.

Изд. Белый Город, 2011, с.230

7.   Манухин В.П., Подгорный В.Ф., Гафарова Ф.А. Педагогическая

энциклопедия Мурманской области 20 века. История в лицах.

Мурманск, 2011, с.260

8. Леонтьев А.А. История образования в России от древней Руси до

конца 20 века. – http://rus.1september.ru

9. Освоение Кольского Севера: эволюция процесса 2-я половина19 –

начало 20 вв. Материалы Областной научно-практической

конференции. 27 ноября 2015.-Мурманск, с.92

10.   Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993, Т.1,с.211-213

11. Черник В.Э. Школа в военные годы (1941-1945 гг) – Мурманск, МГПУ,2005, с.66

12. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой

Отечественной войны: историко-педагогическое исследование.

М.,1984, с.76

Опубликовано: 30 Мая 2018
AA