В целях формирования единого подхода к созданию и организации реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 19.02.2019 № 61-ПП «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области» Министерством цифрового развития Мурманской области (далее - Министерство) разработано Положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности Министерства, утвержденное приказом от 27.03.2019 № 32-ОД (далее - Положение).
Указанным приказом определены лица, ответственные за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве.
Отделом аналитической работы и организации предоставления государственных услуг осуществлено ознакомление государственных гражданских служащих с Положением о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности Министерства.
Приказом Министерства от 15.07.2019 № 59-ОД утверждены документы по снижению комплаенс-рисков, а именно: карта (паспорт) комплаенс-рисков и план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков на 2019 год.
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства должностным лицом, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности Министерства проведены следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Мурманской области, разработчиком которых является Министерство;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Мурманской области, разработчиком которых является Министерство;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В целях обеспечения открытости и доступа к информации создан раздел «Антимонопольный комплаенс» на официальном сайте Министерства (https://it.gov-murman.ru/activities/antitrust_compliance/).
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства проводятся следующие мероприятия:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства по направлениям деятельности структурных подразделений;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В деятельности Министерства в период 2016 - 2019 годов нарушения антимонопольного законодательства (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) отсутствуют.
Все проекты нормативных правовых актов Мурманской области, разработчиком которых является Министерство, размещаются на официальном сайте Министерства (https://it.gov-murman.ru/documents/npa/projects/) и на портале «Открытый электронный регион» (https://openregion.gov-murman.ru/npa/) для публичного обсуждения региональных законопроектов и проектов нормативных правовых актов, где граждане, представители общественных и экспертных объединений могут вносить предложения, комментировать, предлагать изменения.
За 2019 год на вышеуказанных интернет-ресурсах Министерством размещено 16 проектов нормативных правовых актов.
Замечаний и предложений от граждан и организаций не поступало.
По итогам проведенного анализа нормативных правовых актов (в том числе проектов) сделан вывод об их соответствии антимонопольному законодательству, о нецелесообразности внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, а также в разработанные проекты нормативных правовых актов.
Министерством осуществлен мониторинг исполнения «дорожной карты» по снижению комплаенс-рисков в 2019 году, в результате которого выявлено, что все планируемые результаты - отсутствие нарушений комплаенс-рисков, в ходе деятельности ответственных лиц, реализующих мероприятия по минимизации и устранению рисков, достигнуты.
В 2019 году Министерством осуществлено 28 конкурентных закупок, из них 4 – открытых конкурса в электронной форме и 24 электронных аукциона.
Нарушений при осуществлении вышеуказанных закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не выявлено.
Отсутствие нарушений антимонопольного законодательства достигнуто в том числе благодаря мероприятиям по снижению комплаенс-рисков:
- уровень знаний ответственного лица за осуществление закупок для нужд Министерства поддерживается на должном уровне, повышение квалификации осуществлялось в 2018 году (очередное повышение квалификации планируется осуществить в 2020 году), на постоянной основе осуществляется мониторинг и анализ изменений, вносимых в законодательство о закупках, мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства, в 2019 году 1 член контрактной службы прошел курс профессиональной переподготовки по теме «Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- документации о закупках разработаны на основе типовой документации.
В 2019 году Министерством опубликовано 33 извещения о закупках в модуле «Малые закупки» в сфере информационных технологий и на осуществление текущей деятельности Министерства.
Нарушений Регламента работы в модуле «Малые закупки» автоматизированной информационной системы управления закупками Мурманской области «WEB-Торги-КС» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», таких как «дробление» закупок товаров, работ, услуг с целью заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без публикаций извещений о закупках товаров, работ, услуг по основаниям, не предусмотренным исключающим перечнем закупок товаров, работ, услуг, не выявлено.
Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для Министерства являются:
- отсутствие нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства;
- доля проектов нормативных правовых актов Министерства, в которых выявлены риски нарушений антимонопольного законодательства;
- доля правовых актов Министерства, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
Под нарушениями антимонопольного законодательства со стороны Министерства понимаются:
- возбужденные антимонопольным органом в отношении Министерства антимонопольные дела;
- выданные антимонопольным органом Министерству предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;
- направленные антимонопольным органом Министерству предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
В 2019 году нарушения антимонопольного законодательства в нормативных документах и проектах нормативных документов Министерства не выявлены.
Таким образом, доля проектов нормативных правовых актов Министерства, в которых в 2019 году выявлены риски нарушений антимонопольного законодательства, составляет - 0; доля правовых актов Министерства, в которых в 2019 году выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, составляет - 0.
Ключевые показатели эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса достигнуты.
Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и расчет ключевых показателей оценки эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве производится в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 05.02.2019 № 133/19.
В настоящее время в процессе разработки находятся форма Карты комплаенс-рисков и Плана мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков в Министерстве на 2020 год.